Обращение

Обращение начальника Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрия Агеева к посетителям сайта

Уважаемые посетители сайта!

Добро пожаловать на страницы официального Интернет-представительства Главного контрольного управления Челябинской области.

Вы найдете здесь полную и достоверную информацию о деятельности Главного контрольного управления Челябинской области, а также можете направить свое обращение через интернет-приемную.

Календарь публикаций

Горячая линия

Телефоны для консультаций и приема сообщений:

(351)  737-02-79 - для приема сообщений о фактах нарушения трудового, налогового и бюджетного законодательства РФ, а также антикоррупционного просвещения (454091 г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, gku@gov74.ru)

   

Телефон – доверия («горячая линия»)» по приёму информации о фактах коррупции в органах исполнительной власти Челябинской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области

Голосование

Нашли ли Вы полезную информацию по интересующим Вас вопросам на нашем сайте?




[Версия для печати]

В разделе Регулирование контрактной системы в сфере закупок пополнен подраздел «Вопрос-ответ» (источник http://roszakupki.ru/)

 

Вопрос: Необходимо ли заключать дополнительное соглашение к контракту в случае замены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.

При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно Закону о контрактной системе, заключение дополнительного соглашения к контракту в данном случае не требуется.

 

Вопрос: Вправе ли заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если в тексте контракта отсутствует перечень конкретных существенных нарушений, являющихся основанием для одностороннего отказа?

Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было установлено контрактом.

Таким образом, закон указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом перечислять в тексте контракта исчерпывающий перечень существенных нарушений не требуется.

Обстоятельства, которые признаются существенными нарушениями контракта, перечислены в ГК РФ.

Например, согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

 

Вопрос: Подрядчик выполнил работы с нарушением срока, установленного контрактом. Заказчик за существенное нарушение условий контракта удержал всю сумму денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта. Правильно ли поступил заказчик?  

Ответ: Обеспечение исполнения контракта условно можно представить в виде «копилки с деньгами», которая хранится либо в банке (если обеспечение исполнения контракта предоставлено в виде банковской гарантии), либо у заказчика (если обеспечение исполнения контракта предоставлено в виде внесения денежных средств на счет заказчика).

Обеспечение исполнения контракта призвано компенсировать денежные долги поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заказчиком в случае, если первый нарушает условия контракта (статья 381.1 ГК РФ, статьи 94, 96 Закона о контрактной системе).

Под долгами поставщика (подрядчика, исполнителя) понимаются, например, «неотработанный» аванс, начисленная заказчиком неустойка (штраф, пени), убытки, которые могут возникнуть у заказчика.

В случае выполнения подрядчиком работ с нарушением срока, у такого подрядчика появляется обязательство выплатить заказчику неустойку и, возможно, убытки (если заказчик их докажет и обоснует размер).

Это и есть денежный долг подрядчика перед заказчиком за ненадлежащее исполнение контракта.

Если подрядчик добровольно не выплатил неустойку, то сумма в размере начисленной неустойки и убытков (при наличии), может быть удержана из обеспечения исполнения контракта.

Оставшаяся сумма возвращается подрядчику. В противном случае (удержание обеспечения контракта в объеме несоразмерном долгу подрядчика) является неосновательным обогащением заказчика (статья 1102 ГК РФ).

 

Вопрос: Заказчик закупает продукты питания. В спецификации более 30 наименований. По некоторым позициям продуктов не хватило. Вправе ли заказчик в пределах 10% от цены контракта закупить именно недостающие продукты? Например, заказчик закупает на 10 тысяч рублей картофель, на 10 тысяч рублей капусту, на 10 тысяч рублей морковь. Общая цена контракта 30 тысяч рублей. Заказчику не хватило капусты. Ее можно закупить на 3 тысячи рублей (10% от цены контракта) или на 1 тысячу рублей (10% от цены ранее купленной капусты)?

Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара исходя из установленной в контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, закон дает право заказчикам на увеличение в пределах 10% количества товара, а не на увеличение на 10% цены контракта. Цена меняется как следствие от изменения ранее предусмотренного количества товара в пределах 10%.

Следовательно, правильным будет отталкиваться не от цены контракта, а от количества товара (в данном случае от веса капусты). Например, изначально контрактом была предусмотрена закупка 250 кг капусты на общую сумму 10 000,00 рублей (40 рублей за 1 кг капусты). Если возможность изменения количества товара была предусмотрена контрактом, то заказчик вправе воспользоваться подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и увеличить количество закупаемой капусты на 10%, т.е. закупить еще 25 кг капусты на общую сумму 1000 рублей.

Таким образом, соблюдаются все условия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе: количество товара увеличивается не более чем на 10% от ранее предусмотренного количества, и цена контракта увеличивается в целом не более чем на 10%.

Напомним, что возможность попозиционного увеличения количества товара допускается также в письмах Минэкономразвития России от 23.01.2017 г. № Д28и-182, от 21.09.2016 г. № Д28и-2476.

 

Вопрос: Можно ли провести запрос котировок на закупку услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, если количество не определено? Или в этом случае необходимо проводить электронный аукцион?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должно быть указано количество товаров (работ, услуг) и начальная (максимальная) цена контракта.

Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, возможность торговать цену единицы товара (работы, услуги) по аналогии с частью 5 статьи 68 Законом о контрактной системе в котировках не предусмотрена.

Выходом для заказчика будет либо проведение электронного аукциона с учетом положений части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе, либо проведение запроса котировок по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по следующей схеме:

- необходимо рассчитать некое максимальное количество услуг и запчастей, определив их условно, исходя из предусмотренных лимитов бюджетных обязательств и среднерыночной цены за единицу;

- указать некий максимальный объем услуг и запчастей в извещении;

- указать в проекте контракта (в обязательном порядке прикладывается к извещению), что услуги должны будут оказываться по конкретным заявкам заказчика. Например, по возникновению потребности. В такой заявке каждый раз указывается требуемый в данном конкретном случае объем, а оплата производится заказчиком по факту оказания услуг по каждой такой заявке;

- обязательно следует указать в проекте контракта, что не заказанные заказчиком услуги не оказываются, не принимаются заказчиком и не оплачиваются.

Таким образом, в процессе исполнения контракта происходит постепенная выборка всего объема, причем к окончанию срока действия контракта весь объем может быть так и не выбран. До момента завершения срока действия контракта ни одна из сторон не знает, будет этот объем выбран до конца или не будет. Эта запланированная неопределенность требует особого внимания к завершающему этапу исполнения такого контракта.

Если в течение срока действия такого контракта становится ясно, что заказчик законтрактовал слишком много услуг, больше, чем реально потребовалось, то:

- нельзя подписать дополнительного соглашения о сокращении объема поставляемой продукции (кроме случая, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе);

- можно расторгнуть контракт по соглашению сторон, «закрыв» его по акту, указав, сколько услуг было оказано фактически, что все это заказчиком оплачено и что стороны претензий друг к другу не имеют.

Если в течение срока действия такого контракта становится ясно, что заказчик купил слишком мало услуг (реальная потребность оказалась больше законтрактованного), что почти весь объем выбран, то:

- нельзя подписать дополнительное соглашение об увеличении объема услуг (кроме случая, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе);

- можно осуществить новую закупку, но в пределах рамок Закона о контрактной системе (например, аукцион + аукцион; аукцион + котировка при условии соблюдения ограничения в 10%; аукцион + договор до 100 тысяч рублей; котировка + договор до 100 тысяч рублей при условии соблюдения ограничения в 5% или 2 млн. рублей).

 

Вопрос: Как правильно применить часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе и при заключении контракта увеличить количество поставляемого товара, если при проведении аукциона применялся приказ Минэкономразвития России № 155 и победителем аукциона является участник, предложивший «импортный» товар? На какую сумму можно увеличить количество товара: на разницу между НМЦК и ценой, которую предложил победитель в ходе торга, или на разницу между НМЦК и предложенной победителем ценой, сниженной на 15 процентов в соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России № 155?

Ответ: Согласно части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией об аукционе. При этом в законе отсутствуют специальные оговорки на случай применения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) преференций товарам «отечественного» происхождения.

Учитывая изложенное, полагаем, что правильным будет увеличивать количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем аукциона (до применения понижающего 15%-го коэффициента), и начальной (максимальной) ценой контракта.

 

Вопрос: В прошлом году был проведен аукцион. Поставщик поставил одежду, сшитую из некачественного материала. Поэтому в этом году планируем провести конкурс. Вправе ли заказчик провести открытый конкурс на поставку медицинской одежды, или заказчик вправе проводить в этом случае только электронный аукцион?

Ответ: Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями закона.

Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 471-р.

Одежда, за исключением детской одежды, включена в указанный перечень. Следовательно, проведение открытого конкурса в данном случае не допустимо.

Что касается «качества», то важно понимать, что характеристика «качественный» обозначает соответствие чему-то (техническому заданию, ГОСТу, СанПиНу). Отклонение от требований означает несоответствие. Именно несоответствие и показывает, что товар некачественный.

Следовательно, если заказчик в прошлом году закупил некачественную медицинскую одежду, встает вопрос о том, как проходила приемка и экспертиза этого товара по предыдущему контракту? Если одежда соответствовала условиям контракта, значит, она была качественной. Для закупки качественной продукции следует особое внимание уделять не столько способу определения поставщика (конкурс, аукцион и т.д.), сколько техническому заданию.

Дата публикации: 14 сентября, 2017 [11:27]
Дата изменения: 14 сентября, 2017 [11:55]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика